Производственная практика. Экспертное мнение

Как же на самом деле проходит студенческая практика? Какие сложности встречаются в процессе ее организации? Каким образом происходит поиск партнеров и работодателей?  Как показал опыт общения со студентами, этот вопрос по-прежнему остается актуальным.

Чтобы более детально изучить организационные моменты и разобраться в природе студенческой практики, мы обратились к Ирине Евсеевой – заведующей направлением подготовки «Информатика и вычислительная техника» Санкт-Петербургского государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Радиотехнический колледж».

Подскажите, как сейчас организована производственная практика для студентов Вашего колледжа? Расскажите о бизнес-процессах внутри организации.

Колледж и база практики – это два принципиально разных предприятия, между которыми необходимо наладить взаимодействие. Колледж – это организация, где студент получает образование, базовые знания по своей профессии. База практики – место, где он наблюдает за тем, как работает производство по его специальности. Поэтому, в первую очередь, приходится подбирать компании, у которых есть потребность именно в этих специалистах и которые готовы работать с практикантами. Далее приходится разъяснять сотрудникам компании, студентам, как это должно быть устроено и какого мы ждем результата. Недостаточно только подписать договор с компанией и выдать студенту пакет документов. Компаний, предоставляющих практики, как правило, много. Поэтому отследить в режиме реального времени, каким образом проходит практика на предприятии, физически очень сложно. Мы можем узнать о проблемах студента только после окончания практики, когда он будет сдавать отчетные документы в учебную часть.

Каким образом Вы осуществляете поиск партнеров, потенциальных работодателей?

— Как подсказывает опыт, самая эффективная стратегия поиска партнеров по практикам – это метод снежного кома. Если обзванивать все организации ИТ-отрасли в Санкт-Петербурге, мы не получим эффективной коммуникации и продуктивных контактов с предприятиями. Поэтому когда у нас уже есть предприятие-партнер для организации производственной практики, коммуникации завязаны на конкретных сотрудниках. Однако если сотрудник (колледжа или предприятия) меняется, мы сталкиваемся с различными организационными сложностями.

Как происходит сам процесс практики? Вы как-то участвуете/контролируете студентов?

— Есть официально установленные даты начала и окончания производственной практики. Практиканты работают на предприятии, за которыми они закреплены. Там они выполняют задания, которые разработаны педагогами колледжа и конкретизированы руководителем практики с предприятия. Студенты проходят производственную практику с руководителем от предприятия, он же выставляет и итоговую оценку. Наш контроль осуществляется только на этапе приёма отчетных документов по практике. Конечно, в идеальном варианте мне видится это совместной работой колледжа и предприятий, однако соединить несколько предприятий и образовательное учреждение в совместном деле производственной практики – задача не из простых.

Как Вы оцениваете результативность пройденной практики? По итогам проводите какую-то перегруппировку внутри своей базы партнеров?

— Взаимодействие, в первую очередь, основано на индивидуальных профессиональных коммуникациях. Для оценки результативности практики и отработанных навыках мы созваниваемся с руководителем практики. Безусловно, это очень трудозатратный и необъективный метод оценки, поэтому данный механизм крайне необходимо совершенствовать. Также мы проводим со студентами беседы о том, насколько эффективна была практика, какие навыки удалось отработать. К сожалению, были случаи, когда мы отказывались от предприятий из-за некачественной организации практической деятельности.

С какими сложностями Вы столкнулись в период вынужденного карантина? Как решали вопрос устройства студентов на практику?

— В период удаленной работы нам запретили организовывать производственную практику очно, вся работа должна была проводиться дистанционно. Некоторые предприятия перешли на дистанционный режим работы, но многие отказались брать практикантов ввиду организационных сложностей. Так как образовательная веб-платформа уже работала в полную силу, мы стали привлекать предприятия-партнеры на площадку. И там организовали дистанционное выполнение заданий. Студенты смогли выполнить реальные производственные задачи во время пандемии, сотрудники предприятий смогли проверять выполненные задания и консультировать студентов, а мы осуществляли регулярный контроль и отслеживали успехи студентов. Таким образом, именно в период пандемии мы смогли реализовать ту модель взаимодействия “колледж-студент-предприятие”, потребность в которой назревала давно.

Подводя итоги нашего интервью, следует сказать, что производственная практика является не только важным этапом в подготовке высококвалифицированных специалистов, но и сложным организационным процессом, т.к. требует от студентов и сотрудников учреждений образования пристального внимания и тщательного отбора.

Поиск потенциальных работодателей и компаний для прохождения производственной практики – одна из самых сложных задач для сотрудников колледжей, поскольку от ее решения в значительной степени зависит успех студента в дальнейшей профессиональной деятельности. Несмотря на то, что пандемия внесла ряд корректировок в образовательный процесс, студенты СПО продолжают свое производственное обучение в новом дистанционном формате. Интерактивная площадка стала современным , а главное, эффективным инструментом организации процесса студенческой практики.